МОНИТОРИНГ
«ПОТРЕБНОСТИ ОБУЧЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРОБЛЕМАМ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»
Мониторинг проведен с 15 января по 15 марта 2020 года в 30 муниципальных образованиях Волгоградской области социологической группой Института гражданского общества. Мониторинг проведен как панельный с аналогичным исследованием 2018 года (территория, целевые группы, инструментарий).
В данной аналитической справке отражены результаты исследования как апробации методик для тиражирования практик мониторинга, динамики оценки проблемы.
Цель исследования: динамика развития потребностей обучения руководителей и специалистов СО НКО и ОМСУ Волгоградской области по проблемам межсекторного взаимодействия на муниципальном уровне.
Целевые группы
2018 год: представители социально ориентированных некоммерческих организаций (включая организации территориального общественного самоуправления) 30 муниципальных районов Волгоградской области– 228 респондентов, представители органов местного самоуправления Волгоградской области – 88 респондентов. Всего обработано 316 анкет, что можно считать репрезентативным числом для данной выборочной совокупности.
2020 год: представители социально ориентированных некоммерческих организаций (включая организации территориального общественного самоуправления) 30 муниципальных районов Волгоградской области – 212 респондентов, представители органов местного самоуправления Волгоградской области – 69 респондентов. Всего обработано 281 анкета, что можно считать репрезентативным числом для данной выборочной совокупности.
Сферы деятельности СО НКО региона, по заявлениям респондентов выглядят следующим образом (указываются основные и смежные направления по номинациям Фонда президентских грантов):
2018 год: социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан – 6.5%; охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни – 19,6%; поддержка семьи, материнства, отцовства и детства – 15,6%; поддержка молодежных проектов – 20,2%; поддержка проектов в области науки, образования, просвещения – 7%; поддержка проектов в области культуры и искусства – 13,9%; сохранение исторической памяти – 9,5%; защита прав и свобод человека и гражданина, в т.ч., защита прав заключенных – 8,2%; охрана окружающей среды и защита животных – 13,5%; укрепление межнационального и межрелигиозного согласия – 3,8%; развитие общественной дипломатии и поддержка соотечественников – 0%; развитие институтов гражданского общества – 1,3%.
2020 год: социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан – 7,3%; охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни – 22,1%; поддержка семьи, материнства, отцовства и детства – 17,2%; поддержка молодежных проектов – 19,4%; поддержка проектов в области науки, образования, просвещения – 5,7%; поддержка проектов в области культуры и искусства – 11,3%; сохранение исторической памяти – 12,4%; защита прав и свобод человека и гражданина, в т.ч., защита прав заключенных – 5,2%; охрана окружающей среды и защита животных – 11,1%; укрепление межнационального и межрелигиозного согласия – 2,9%; развитие общественной дипломатии и поддержка соотечественников – 0,5%; развитие институтов гражданского общества – 1,6%.
В соответствие с поставленными целями определены задачи данного диагностического исследования:
- Определить динамику и характер взаимоотношений социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) и органов местного самоуправления (ОМСУ/МСУ) региона;
- Обозначить приоритетные цели, направления, критерии и формы взаимодействия СО НКО и ОМСУ, трудности, проблемы и перспективы взаимодействия участников диалога;
- Выявить направления, потребности и формы обучения специалистов СО НКО и ОМСУ по вопросам межсекторного взаимодействия на муниципальном уровне.
Методы исследования. Основным методом исследования выступает полуформализованное интервью для руководителей и активистов социально ориентированных некоммерческих организаций (включая ТОСы) Волгоградской области, для сотрудников органов местного самоуправления региона, отвечающих за социальные сферы осуществления полномочий и взаимодействие с гражданским обществом.
Данный инструментарий (анонимное анкетирование) позволяет выявить оценку уровня и проблем взаимодействия социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) и органов местного самоуправления, обозначить направления и формы повышения квалификации сторон диалога.
Анкетирование дополнено неформальными интервью с участниками целевых групп, в т.ч. руководителями администраций сельских районов, депутатами районных дум, председателями ТОСов.
Метод интервью избран как наиболее целесообразный для получения оценочной информации об отношениях сотрудников ОМСУ и гражданских активистов к проблемам взаимодействия, критериям и формам осуществления результативного диалога, а также предложений по решению поставленных правовых, организационных, кадровых и иных вопросов.
Структура интервью состоит из нескольких блоков, посвященных общей информации об уровне взаимоотношений СО НКО и ОМСУ муниципальных районов, формах взаимодействия, путях решения выявленных проблем.
Результаты анкетирования обработаны компьютерным способом; с вероятностью не ниже 96,5%, можно предположить, что между выявленными признаками существует значимая статистическая связь.
- Наличие, динамика и характер взаимоотношений
социально ориентированных некоммерческих организаций и органов местного самоуправления Волгоградской области
На вопрос о наличии взаимодействия с органами муниципальной власти в 2018 году 76 % волгоградских НКО ответили положительно. Включенность во взаимодействие органов местного самоуправления, по оценке представителей МСУ — 86 %; в 2020 году соответственно – 73% и 81%.
Из числа СО НКО области, контактирующих с властью в 2018 году: 31,1% – регулярно, 33,6%– иногда, 29,5% – редко; в 2020 году: 28,9% — регулярно, 30,6% — иногда, 40,1% — редко. Таким образом, респонденты разделились почти по трети, в т.ч. около 30% включены в процесс взаимодействия на постоянной основе.
При этом в 2020 году 15% представителей волгоградских организаций, которые не взаимодействуют с МСУ, указали на то, что пытались установить взаимоотношения, но им это не удалось, 30,5 % – не считают это необходимым.
На вопрос об обращении НКО к органам власти с просьбой оказать поддержку деятельности организации, в 2018 году свыше половины (55,7%) ответили утвердительно (регулярно или достаточно часто); треть (34%) обращались в исключительных случаях, а 9,4 % – не обращались никогда; в 2020 году соответственно 40,5%, 28%, 31,2%.
Регулярно работают с обращениями волгоградских НКО в 2018 году 66,2% МСУ, иногда – 18,5%, редко – 1,5%, никогда – 10,8%; в 2020 году – 65,1%, 19%, 4%, 11%.
Результаты таких обращений описываются региональными СО НКО следующим образом: 2018 – «чаще выполнялись» – 33,2%, «чаще не выполнялись» – 38,5%, «не выполнялись никогда» – 26,6%; 2020 соответственно – 30%, 40,5%, 29%.
В то же время: 2018 год – представители МСУ считают, что практически выполняются 64,6% обращений, а чаще не выполняются – 21%, никогда не выполняются – 31,5%; 2020 года соответственно – 61,6%, 23%, 15,2%.
Таким образом, по оценке респондентов, межсекторное взаимодействие на муниципальном уровне институционализировано как практика контактов социально ориентированных некоммерческих организаций и органов местного самоуправления при относительно высокой включенности сторон диалога в эти процессы.
- Приоритетные цели, направления,
критерии и формы взаимодействия
СО НКО и ОМСУ
Цели взаимодействия представители волгоградских СО НКО и МСУ определяют в разной пропорции (в данном блоке респонденты отмечали несколько вариантов, составляя шкалу предпочтений). В 2018 году представители МСУ отдают предпочтение участию в совместных рабочих группах, комиссиях – 52,3% (2020 год – 54,4%), осуществлению поддержки НКО в реализации социальных проектов – 29,5% (2020 год – 26,1%), приему ходатайств об оказании помощи целевым группам НКО – 21,5% (2020 год – 19,3%), консультативной работе – 16,9% (2020 года – 15,5%), получению заказов на выполнение работ, оказание услуг – 15,4% (2020 год – 12,4%), получению НКО бюджетного финансирования (грантов) – 10,8% (2020 год – 8,5%).
Волгоградские МСУ не считают важными безвозмездную передачу имущества/помещений НКО – 4,6%(2018) и 2,8 (2020) или содействие в установлении связи НКО с бизнесом – 3,1% (2018) и 1,9% (2020).
Представители СО НКО указывают, прежде всего, на необходимость получения поддержки в реализации своих проектов – 66,7%(2018), 73,1% (2020); получения целевого бюджетного финансирования (грантов) – 58,8% (2018), 62,3% (2020); безвозмездного получения имущества и/или помещения – 20,9% (2018), 24%(2020); ходатайства об оказании помощи опекаемой организацией лицам – 11,5% (2018), 9,6 (2020). В то же время представители НКО достаточно равнодушны к участию в работе комиссий и рабочих групп (7,8% — в 2018 году, 5,2% — в 2020 году), консультативной работе (5,3% — в 2018 году, 3,2% — в 2020 году), получению заказов на оказание услуг (3,5% — в 2018 году, 3.2% — в 2020 году).
Интерес к взаимодействию волгоградских СО НКО с органами власти ранжировали следующим образом: «помощь в финансировании проектов организации» – 48,8% (2018), 56,1% (2020); «возможность осуществления более масштабных проектов» – 24,6% (2018), 27,1% (2020); «возможность решения вопросов в административных учреждениях» – 19,3% (2018), 25% (2020). В то же время значительно меньший интерес вызывает возможность информированности о деятельности органов власти (11,5% — в 2018 году, 7,1% — в 2020 году) и лоббирование органов власти для увеличения помощи НКО со стороны бизнеса (3,3% — в 2018 году, 0,9% — в 2020 году).
С точки зрения ОМСУ области взаимодействие с СО НКО необходимо для решения вопросов в административных учреждениях (56,4% — в 2018 году, 58,1% — в 2020 году); расширения масштабов проектов НКО (48,2% — в 2018 году, 52,3% — в 2020 году); помощи в финансировании проектов (26,5% — в 2018 году, 27,2% — в 2020 году); информации о деятельности органов власти (32,1% — в 2018 году, 29,9% — в 2020 году). В 2018 году 8 % представителей НКО и 4,6% МСУ затруднились ответить о назначении процесса взаимодействия (в 2020 году – 12% НКО и 7,1% МСУ соответственно).
Одним из важнейших на всех этапах выстраивания результативных диалогов СО НКО и органов местного самоуправления является установление системы взаимного информирования о деятельности друг друга.
В Волгоградской области самыми популярными источниками информации являются печатные и электронные СМИ (2018 год: НКО – 45,2%, МСУ – 54,3%; 2020 год: НКО – 50,8%, МСУ – 56%); Интернет (2018 год: НКО – 76,6% и МСУ – 79,8%; 2020 год: НКО – 78,1%, МСУ – 86,7%). Документы в консультационно-правовых базах доступны в 2018 году 75,2% МСУ и 9,8 % НКО (в 2020 году – 83,4% и 15% соответственно).
Совместные мероприятия с участием чиновников и гражданских активистов используют 31,1 % (2018) и 27,4% (2020) представителей НКО и 67 % (2018) и 72,3% (2020) МСУ, личное общение – 30,3% (2018) и 24,2% (2020) НКО и 44,7% (2018) и 39,7% (2020) МСУ. «Горячие линии» не пользуются популярностью у участников взаимодействия (в 2018 году- 5,6 % НКО и 7,8% МСУ, в 2020 году – 5,2% и 6,7% соответственно), также как и «ответы на вопросы в органах власти» – 4,1 % (2018), 3,7% (2020) НКО и 13,9% (2018), 10,1% (2020) МСУ.
Уровень удовлетворенности информированностью о деятельности органов власти в Волгоградской области выражен следующим образом: 2018 год – 26,5 % НКО и 56,1 % МСУ – «да, вполне», «не полностью» – 29,3 % НКО и 32,4% МСУ, «не удовлетворен» – 43,1 % НКО и 7,9% МСУ. В 2020 году соответственно – 22,6 % НКО и 54,1 % МСУ – «да, вполне», «не полностью» – 27,6 % НКО и 31,4% МСУ, «не удовлетворен» – 46,2 % НКО и 7,7% МСУ
Таким образом, 88,5% (2018), 85,5% (2020) представителей МСУ вполне или частично удовлетворены нынешним уровнем информированности о деятельности НКО, а свыше 3/4 НКО в 2018 и 2020 годах высказывают явное неудовлетворение.
Наиболее распространенной институциональной формой межсекторного взаимодействия в Волгоградской области являются общественные советы (рабочие группы, координационные советы и т.д.), в которые, по оценке респондентов, входят 25,4% представителей СО НКО (2018), 21,2% (2020). В то же время в эти структуры не входят 68,2% (2018) и 65,2% (2020) волгоградских НКО При этом 19,3% (2018) и 22,6% (2020) представителей СО НКО заявили о безуспешности попытки ввести своих представителей в совещательные и консультативные органы, а 46,9% (2018), 52,3% (2020) — к этому не стремятся (представители МСУ соответственно – 4, 5% в 2018 году и 3,8% в 2020 году; 30,6% в 2018 году, 20,3% в 2020 году).
Достаточно интересен и важен вопрос о функциях этих форм взаимодействия. Представители НКО выстроили следующую иерархию (отмечается несколько позиций): обсуждение вопросов, затрагивающих деятельность СО НКО – 42,1% (2018), 48,3% (2020), обсуждение взаимодействия при реализации конкретных программ – 23,2 % (2018), 29,3% (2020), обсуждение общественных инициатив – 15,2% (2018), 16,4% (2020), экспертиза проектов – 4,5% (2018), 6,2% (2020), подготовка рекомендаций органам власти в отдельных сферах – 3,7% (2018), 0,6% (2020).
С точки зрения МСУ, наиболее важными являются обеспечение взаимодействия при реализации конкретных программ(2018: 41,1%; 2020: 36,1%), обсуждение проектов общественных инициатив (2018: 20,5%; 2020: 15,2%) подготовка рекомендаций по отдельным вопросам (2018:18,7%; 2020: 13,1%), обсуждение вопросов, касающихся СО НКО (2018: 19,5%; 2020: 5,7%)
Некоторым маркером выстраивания системы взаимодействия является поощрение гражданских активистов со стороны органов власти. За последние 5 лет 21,7% (2018) и 11,4%(2020) представителей НКО были отмечены грамотами (благодарственными письмами, дипломами). Для МСУ уровень поощрения – 16,9% (2018), 15,2% (2020).
Поскольку не со всеми, работающими на территории НКО, органы муниципальной власти сотрудничают, представляет интерес выяснение критериев взаимодействия, выбора организаций-партнеров.
Волгоградские ОМСУ такими критериями считают: соответствие мероприятий НКО планам работы органов власти – 57,4% (2018), 62,3% (2020); нацеленность СО НКО на помощь определенным слоям населения – 46,7% (2018), 44,2% (2020); заинтересованность НКО в совместной работе, готовность к диалогу – 44,3% (2018), 39,8% (2020); масштаб деятельности организации – 40 % (2018), 38,1% (2020); конструктивность подходов, компетентность и ответственность НКО – 31,1% (2018), 26% (2020); личные связи – 0% в 2018 и 2020 годах (респонденты отмечали несколько вариантов ответа).
С точки зрения волгоградских НКО ведущим мотивом являются личные связи – 49,4% (2018), 59,3 (2020). Далее следуют: заинтересованность НКО в совместной работе, готовность к диалогу – 41,8% (2018), 35% (2020); соответствие мероприятия плану работы администрации – 37,6 % (2018), 43% (2020); нацеленность НКО на помощь определенным слоям населения – 17,2% (2018), 15% (2020); масштаб деятельности организации – 10,5% (2018), 10,2% (2020); конструктивность подходов, компетентность – 12,2 % (2018), 9,8% (2020).
Определяя преимущества партнерства с государственными/муниципальными структурами, респонденты волгоградских НКО отмечают заинтересованность структур власти в сотрудничестве: 2018 – 32,1% (сравним: МСУ – 61,1%), 2020 – 25% и 52,3% соответственно; обязательность структур власти: 2018 – 9,9%, (МСУ – 55,8%), 2020 – 7,5% и 46%; безопасность сотрудничества: 2018 –
12,4% (МСУ – 24,6%), 2020 – 9,7% и 22,1%.В двух позициях точки зрения НКО и МСУ совпадают: возможность поддержки организации (40,4 % и 42 % соответственно в 2018 году в 2020 году – 29,8% и 28,6), а также позиция «личные качества представителей секторов» (16,8% и 15,4 % в 2018 году, 18,8% и 17,2 % в 2020 году).
Степень заинтересованности органов власти в сотрудничестве с СО НКО ранжируется следующим образом: искренняя заинтересованность в предстоящем сотрудничестве: 2018 года – 47,7% (сравним: НКО – 14,1%), 2020 год – 42,2% (9,8%); некоторый интерес к сотрудничеству: 2018 год – 18,2 % (НКО – 16,4%), 2020 год – 16,1% (11,4%); готовность сотрудничать по отдельным вопросам: 2018 год – 45,5% (НКО – 26,4%) 2020 год – 42, 2% (18, 4%). Отрицательные позиции дают наибольшие расхождения: попытка заменить реальное взаимодействие декларациями: 2018 год – 2,2% (НКО – 49%), 2020 год – 1,8% (54,1%); негативное отношение к взаимодействию с СО НКО в целом: 2018 год – 4,7% (НКО – 19,3 %), 2020 год: 3,9% (24,8%). 7% (2018) и 12,1% (2020) СО НКО затруднились ответить на вопрос.
На обобщенный вопрос об удовлетворенности развитием взаимодействия муниципальной власти и СО НКО получены следующие результаты: «полностью удовлетворены» – 13,5% (2018), 9,8% (2020) НКО; «частично удовлетворены» — 27,4% (2018), 22,4% (2020) «не удовлетворены» – 51,8% (2018), 62% (2020); затруднились ответить – 4,5% (2018) и 5,3% (2020).
Развитием взаимодействия полностью удовлетворены 40,5% (2018), 38% (2020) ОМСУ области; частично удовлетворены – 40,7% (2018), 42,8% (2020). Неудовлетворительно оценили уровень взаимодействия 13,2% (2018), 15% (2020) респондентов МСУ. 5% (2018) и 4,1 % (2020) респондентов затруднились ответить.
Таким образом, в той или иной степени, удовлетворенность уровнем развития взаимодействия в 2018 и 2020 годах выразили около 40% НКО Волгоградской области; удовлетворены развитием сотрудничества свыше 80% волгоградских ОМСУ.
- Трудности, проблемы и перспективы
взаимодействия участников диалога
Наиболее интересным представляется выявление основных проблем и трудностей, препятствующих развитию взаимодействия СО НКО и муниципальных структур. Оценки респондентов по предложенным позициям представлены в таблице 1 (в данном блоке предоставлялась возможность выбрать несколько вариантов ответов).
Проблемы взаимодействия | Волгоградская
область |
|||
СО НКО | ОМСУ | |||
2018 | 2020 | 2018 | 2020 | |
Разобщенность СО НКО при осуществлении взаимодействия | 11% | 14,1% | 67,6% | 72% |
Невысокая активность НКО | 15,2% | 12% | 71,4% | 75,2% |
Завышенные требования СО НКО к МСУ | 8,1% | 9,2% | 74% | 76,3% |
Невысокий уровень профессионализма СО НКО | 8,5% | 7,5% | 76% | 78,4% |
Несовершенство законодательства, отсутствие механизмов взаимодействия | 30,2% | 28,2% | 15% | 15,3% |
Субъективность органов власти в выборе партнера | 52,1% | 58,8% | 7,7% | 6,5% |
Негативная оценка властями деятельности СО НКО | 49,5% | 56,4% | 6% | 5,2% |
Бюрократизм структур власти | 62,8%
|
68,8% | 3,5% | 3,1% |
Коррумпированность чиновников
|
33% | 40,2% | 1,2% | 1,3% |
Недостаточная информированность органов власти о возможностях НКО | 26% | 28,1% | 8,5% | 7,5% |
Взаимодействие строится на личных связях и контактах | 58% | 69,5% | 7,0% | 5,1% |
Трудности в получении информации о деятельности органов власти | 11% | 16,6% | 4,8% | 4% |
Трудности в получении информации о деятельности СО НКО | 6% | 7,5% | 7,7% | 7,6% |
Табл.1
Перечень проблем, определяющий трудности формирования механизмов межсекторного взаимодействия, и предложенный для оценивания респондентами, с точки зрения региональных и муниципальных экспертов является реальным и объективным.
Здесь важно не только зафиксировать различия в оценке ситуации, но и определить пути понимания и преодоления конфликтных позиций.
В области уровень конфронтации оценок продемонстрирован весьма отчетливо – оценка каждой позиции представителями НКО и МСУ выглядит полярной, причем от 3 до 10 раз. Так, соответственно в 2018 и в 2020 годах по позициям «разобщенность НКО» – 67,6% и 72% (НКО – 11% и 14,1%); «невысокая активность НКО» – 71,4% и 75,2% (НКО – 15,2% и 12%); «завышение требований НКО к МСУ» – 74% и 76,3% (НКО – 8,1% и 9,2%).
«Зеркальная» оценка НКО по отношению к ОМСУ (в 2018 и 2020 годах соответственно): «субъективизм ОМСУ в выборе партнера» (НКО – 52,1% и 58,8%, МСУ – 7,7% и 6,5%), «негативная оценка властями деятельности НКО» (НКО – 49,5% и 56,4%, МСУ – 6% и 5,2%), «бюрократизм структур власти» (НКО – 62,8% и 68,8%, МСУ – 3,5% и 3,1%), «коррумпированность чиновников» (НКО – 33% и 40,2%, МСУ – 1,2% и 1,3%), «недостаточная информированность органов власти о возможностях НКО» (НКО – 26% и 28,1%, МСУ – 8,5% и 7,5%), приоритет «личных связей и контактов» во взаимодействии (НКО – 58% и 69,5%, МСУ – 7% и 5,1%).
В чем сходятся все участники опроса– в невысокой оценке интереса к получению информации о деятельности партнеров по взаимодействию (7-8%), что свидетельствует о нерешенности общих проблем взаимодействия в ущерб конкретным.
Критически оценив актуальную ситуацию реального межсекторного взаимодействия, респонденты ранжировали свои предложения по развитию диалога, обратив их как к органам местного самоуправления, так и к социально ориентированным некоммерческим организациями.
- Предложения респондентов органам власти для улучшения взаимоотношений с СО НКО (возможен выбор нескольких вариантов ответов):
Предложения | Волгоградская область | |||
НКО | МСУ | |||
2018 | 2020 | 2018 | 2020 | |
Облегчить доступ информации о конкретной деятельности власти | 24,6% | 22,2% | 18,2% | 15,7% |
Шире привлекать НКО к экспертизе проектов | 20,2% | 25,3% | 22,7% | 20,6% |
Создавать больше консультативных советов | 18,4% | 12,4% | 62,2% | 67% |
Обеспечить открытость конкурсов на выполнение работ и услуг | 79,8% | 83,4% | 10,5% | 9,8% |
Табл.2.
Таким образом, представители органов местного самоуправления в большой степени готовы к привлечению СО НКО к экспертной деятельности, формированию общественных (консультативных и иных советов), расширению информационного поля взаимодействия. Такого рода совместная деятельность (неэкономическая) необходима, прежде всего, на уровне разработки и принятия управленческих решений. Что касается СО НКО, то они, прежде всего, настроены на экономические формы взаимодействия – конкурсы на выполнения работ и услуг, социальный заказ, гранты и др. (примерно 4/5 НКО), считая остальные формы лишь сопутствующими.
- Предложения о деятельности НКО для улучшения взаимодействия с органами власти (возможен выбор нескольких вариантов ответов):
Предложения | Волгоградская область | |||
НКО | МСУ | |||
2018 | 2020 | 2018 | 2020 | |
Выходить к органам власти с конструктивными предложениями | 63,2% | 60,3% | 72,7% | 74,9% |
Повысить профессионализм деятельности НКО | 76,3% | 78,1% | 70,5% | 76,1% |
Координировать взаимодействие с другими НКО | 62,3% | 60,1% | 61,4% | 65,2% |
Обращаться к органам власти с предложениями о сотрудничестве (не с просьбами): | 32,4% | 30,1% | 61,5% | 63,8% |
Расширять присутствие НКО в совещательных (консультативных) органах при МСУ | 19,2 % | 12,2% | 54,5% | 58,2% |
Табл.3.
Органы местного самоуправления, прежде всего, отмечают насущную потребность взаимодействия с СО НКО на основе обсуждений конструктивных предложений (в т.ч., о формах взаимодействия), ограничивая просьбы и ходатайства (МСУ Волгоградской области – 72,7% в 2018 году, 74,9% — в 2020 году). Далее подчеркивается необходимость преодоления разобщенности НКО, преодоление раскола внутри сектора и сотрудничестве с объединенными общественными силами (НКО Волгоградской области – 62,3% в 2018 году и 60,1% в 2020 году).
Оценки ОМСУ и НКО также разошлись в вопросе повышения профессионального уровня деятельности организаций. 70,5% (2018) и 76,1% (2020) волгоградских МСУ указали на эту позицию, как одну из важнейших. Волгоградские НКО поддержали эту точку зрения (76,3% в 2018 году и 78,1% в 2020 году). Что касается расширения присутствия представителей СО НКО в совещательных (консультативных) советах при МСУ, респонденты в принципе поддержали эту позицию, но достаточно сдержано.
Таким образом, определяя исходные позиции для продвижения институтов, форм и механизмов межсекторного взаимодействия на муниципальном уровне, респонденты обозначили сегодняшние приоритетные направления развития социального партнерства на ближайший период.
- Повышение квалификации участников диалога в оценке респондентов
Отвечая на вопрос об институционализации межмуниципальных диалогов, участники исследования указали на необходимость повышения уровня квалификации, как сотрудников государственных/муниципальных органов власти, так и представителей СО НКО. При этом 20,5% (2018) и 18,7% (2020) сотрудников ОМСУ подчеркнули необходимость повышения собственной квалификации по вопросам межсекторного взаимодействия и высказали заинтересованность в повышении профессионального уровня деятельности СО НКО (70,5% в 2018 году и 76,1% в 2020 году). В то же время 76,3% (2018) и 78,1% (2020) респондентов СО НКО выразили необходимость повышения профессионального уровня своей деятельности и указали на необходимость повышения уровня квалификации сотрудников ОМСУ (54, 4% в 2018 году, 58,2% в 2020 году). Таким образом, степень осознания необходимости роста профессионального уровня деятельности социально-ориентированных некоммерческих организаций признается обеими сторонами диалога как одна из важнейших в стабилизации и устойчивости взаимодействия.
Респондентам был предложен ряд тематических направлений обучающих программ, которые, по их мнению, должны быть предметом изучения, как в системе местного самоуправления, так и некоммерческого сектора (предлагалось подчеркнуть несколько возможных вариантов)
Тематические направления | Волгоградская область | |||
НКО | МСУ | |||
2018 | 2020 | 2018 | 2020 | |
Межсекторное взаимодействие: цели, уровни и формы | 25,4% | 22,6% | 39,6% | 35,4% |
Межсекторное взаимодействие в контексте социальной политики | 41,2% | 38,4% | 38,6% | 35,3% |
Гражданское общество как сторона диалога и взаимодействия с властью | 64,1% | 65,1% | 16% | 13,7% |
Организация диалога и взаимодействие гражданского общества: правовые основы, направления, формы | 45,6% | 48,3% | 40,9% | 43,2% |
Технологии и методы организации межсекторного диалога, управление социальными проектам | 68,8% | 78,2% | 54,5% | 63,8% |
Стабилизация и институционализация межсекторного взаимодействия | 21,4% | 19,2% | 11,5% | 10,7% |
Табл.4 Тематические направления обучающих программ
На вопрос об оптимальных формах образовательной деятельности при организации межсекторных диалогов были получены следующие ответы (отмечались все необходимые позиции). На предпочтение вебинаров указали 23,8% (2018) и 25,3% (2020) сотрудников ОМСУ и 13 % (2018) и 14,2% (2020) НКО. Однодневный обучающий семинар выбрали 27,3% (2018) и 25,2% (2020) ОМСУ и 50% (2018) и 56,3% (2020) СО НКО. 2-3-дневные семинары – 11,3% (2018) и 9,8 % (2020) ОМСУ, 61,4% (2018) и 63% (2020) НКО. На семидневный семинар указали 5,6% (2018) и 2,9% (2020) ОМСУ и 15,8% (2018) и 13% (2020) НКО. Трехмесячные образовательные программы (очно-заочные) избрали 3% (2018) и 3,5% (2020) ОМСУ и 9,6% (2018) и 12% (2020) НКО. Более длительные курсы (6-12 мес.) избрали 6% (2018), 5%(2020) СО НКО, ОМСУ – 0% (2018, 2020).
Таким образом, наиболее популярными среди слушателей формами повышения квалификации являются традиционные однодневные и двух- трехдневные семинары, которые предпочли как представители ОМСУ, так и СО НКО. Что касается вебинаров, то, естественно, что 1/4 представителей ОМСУ высказала им предпочтение: в муниципальных образованиях, как правило, устойчивый интернет работает лишь в администрациях. Указания 1/3 СО НКО на более длительные курсы свидетельствуют не только о желании повысить квалификацию, но и о наличие более свободного графика работы.
- V. Выводы и рекомендации
Развитие муниципальных диалогов и реального взаимодействия выступает одной из серьезных особенностей и направлений становления гражданского общества в стране и в каждом регионе в присущих ему специфике и конкретных формах. Динамика развития межсекторных процессов взаимодействия в контексте социальной политики выявляет как общие тенденции, так и региональные трудности и проблемы, которые нуждаются в исследовании для корректировки управленческих стратегий региона. Результаты настоящего панельного мониторинга (2018, 2020 годы) вписаны в общее русло процессов становления местных сообщества и показывают ключевые точки напряжения эффективного взаимодействия.
Межсекторное взаимодействие развивается на уровнях субъектов федерации и муниципальных образований раньше, чем на федеральном. Это нетрудно объяснить – на этих уровнях (в особенности, на муниципальном) задач, связанных с повседневными нуждами людей, решается гораздо больше, масштабы и ресурсообеспеченность значительно скромнее и, следовательно, – потребность в совместной деятельности ощущается сильнее.
Межсекторное взаимодействие на муниципальном уровне осуществляется, в целом, достаточно широко и активно, что свидетельствует о востребованности объединения усилий, прежде всего, в решении вопросов социальной политики. К настоящему времени уже накоплен разнообразный, хотя и несистематизированный опыт результативных муниципальных диалогов власти и общества. Вместе с тем, существуют определенные препятствия для более широкого и глубокого внедрения различных форм и механизмов взаимодействия. В частности, этому мешают недостаточный профессионализм многих участников диалога, информационный «хаос», затрудняющий обмен опытом между регионами и местными сообществами, отсутствие приемлемого правового обеспечения социального партнерства.
Потребность в таком диалоге, как подтвердило данное исследование, существует реально, ее испытывают и органы власти, и институты гражданского общества, но сам процесс диалога скорее напоминает два самостоятельных монолога, произносимых одновременно.
Почему же так мало примеров реального эффективного диалога и сотрудничества? Представляется, что есть несколько ключевых проблем, которые сдерживают развитие взаимодействия между гражданскими организациями и органами власти на местах. Отметим некоторые из них.
- Недостаточный уровень информированности сторон диалога о специфике и интересах своих партнеров. Этот тезис подтвержден и в ходе данного исследования: стороны не проявили должного внимания к интересам партнеров по диалогу. Многолетний опыт работы в этой сфере дает богатую фактическую базу примеров глубочайшего невежества, как со стороны некоммерческих организаций, так и со стороны органов власти.
Многие сотрудники ОМСУ, даже специализирующиеся на работе с общественностью, представления о некоммерческом секторе вынесли еще из предшествующего периода. Для них понятны только общественные объединения, о существовании других форм некоммерческих организаций они, как правило, не знают или не придают этому значения. Общественная деятельность для таких служащих синоним бесплатной деятельности или активности, которая нуждается в организующем руководстве с их стороны.
Со своей стороны, представители некоммерческого сектора, тоже довольствуются обыденными представлениями об органах власти: по мнению подавляющего большинства функционеров НКО, ссылка на пределы компетенции является только отговоркой, а не реальным ограничителем в деятельности муниципальных структур. Многие представители НКО (в т.ч., ТОСов) искренне верят, что именно они выражают подлинные интересы общества, а органы власти обязаны их реализовывать.
Парадокс в том, что обе стороны воспринимают себя как поставщиков целей, а своих «визави» как их исполнителей и источник ресурсов, в т.ч., и человеческих.
Изменить ситуацию в целом можно только через реальное межсекторное взаимодействие, значительное повышение уровня гражданской компетентности, базирующегося на современном (адекватном) образовании.
- Недостаток технологической проработки организации самого процесса диалога. Взаимодействие зачастую ведется методом проб и ошибок без должной технологической проработки – на практике применяются формы, но не технологии взаимодействия.
Процедуры диалога нуждаются в технологизации, то есть в пошаговом выстраивании до получения желаемого результата. Стабильный диалоговый процесс реально закрепляется в форме нормативных правовых актов (например, публичные слушания, переговорные площадки, круглые столы и пр.), чтобы обеспечить его легитимность для органов власти и вписать диалог в регламенты их деятельности.
- Отсутствие инфраструктуры межсекторного взаимодействия, содействующей организации и проведению диалога, отсутствие медиаторов диалогового процесса. Наличие этой проблемы редко осознается как причина неудач взаимодействия.
Поэтому в реальной практике явно необходима поддержка межсекторного диалога путем:
- подготовки сторон (выяснения ожиданий, оформления предложений, информирования о специфике партнеров по диалогу и пр.);
- подготовки возможного сценария исходя из предварительной информации;
- проведения в качестве модератора самого диалога;
- оформления принятых решений и согласование их со сторонами;
- оказания консультативной помощи участникам процесса.
Организация диалога власти и общества является осознанной необходимостью, но для перехода этого диалога в реальную практику требуются не только декларации и политическая воля, но и серьезные усилия по созданию условий для эффективного диалога, которые формируются по мере решения вышеназванных проблем. Нужно понимать все сложности этого процесса и подходить к нему, как к отдельной задаче.
Для решения этих и иных проблем в течение ближайших лет стоит интенсивно развивать теоретическую и практическую деятельность по ряду направлений, добиваясь включения достижений в практику муниципальных диалогов.
Во-первых, требуется значительно углублять и расширять исследования в сфере технологии межсекторного взаимодействия. В настоящее время на федеральном и региональном уровне комплексных длительных исследований технологий социального партнерства почти не проводится. Определенный вклад в обобщение практики муниципалитетов вносят НКО, однако специфика их работы (в основном в рамках краткосрочных проектов) не позволяет проводить системно-организованные исследования.
Во-вторых, надо развивать деятельность по внедрению в практику разрабатываемых технологий по расширению накопленного практического опыта. В этом деле главное – массовое понимание того, что именно технологичность позволяет добиться максимальной эффективности межсекторного взаимодействия.
В-третьих, следует перейти к широкомасштабной образовательной деятельности по обучению технологиям межсекторного взаимодействия. При этом представляется важным сочетать подготовку молодых специалистов в данной области с переподготовкой или повышением квалификации уже работающих в этой сфере представителей всех секторов. Пока на систематической основе в вузах такая подготовка и переподготовка не ведется. Тренинговая работа в этой сфере, организованная НКО весьма важна, но не может заменить специальное образование. В то же время, насущная потребность в повышении квалификации кадров-управленцев НКО требует интенсификации обучающих курсов с применением андрагогических методов и технологий.
В-четвертых, нужна консультационная деятельность по технологиям межсекторного взаимодействия, которая бы способствовала применению этих технологий на практике. И конечно, невозможно в полной мере реализовать деятельность по перечисленным направлениям без достаточного информационного обеспечения, в т.ч., без выпуска соответствующей специальной литературы, методических пособий, справочников для взрослых обучающихся.
Все эти меры укладываются в реализацию концепции межсекторного взаимодействия, построенной на положении, согласно которому общественные объединения и другие НКО выступают естественным партнером государства и местной власти в решении социально важных задач.
Социологическая группа
Волгоградского Института гражданского общества